История Корана В начале XV века Тамерлан завоевал значительную часть территории Османской империи, в которую входили земли халифата. По одной из версий, при возвращении из похода в городе Басре (территория современного Ирака) Железный хромец, как называли Тимура (Тамерлана), нашёл этот самый Коран и забрал его в свою столицу — Самарканд. В 1869 г. после завоевания Самарканда царской армией книга была перевезена в Санкт-Петербург генералом фон Кауфманом и передана в Императорскую публичную библиотеку. В 1917 году, с приходом к власти большевиков, Краевой мусульманский съезд Петроградского национального округа обратился к Ленину с просьбой вернуть реликвию мусульманам, и уже в следующем году книгу отправили в Уфу, где передали Всероссийскому мусульманскому совету. Однако в 1923 году, после обращения улемов Ташкента и Джизака, советское правительство приняло решение отправить Коран Усмана в Ташкент, где он и хранится по сей день в медресе Муйи-Муборак. В 1997 году ЮНЕСКО включила Коран Усмана в реестр «Память мира». В 1905 году востоковед С. И. Писарев подготовил к печати факсимиле Корана. Книга была издана в натуральную величину ограниченным тиражом в 50 экземпляров (51-й экземпляр — сигнальный, подписанный Писаревым в печать). Часть из них поступила в продажу, а пять фолиантов были переданы царственным особам: российскому императору, турецкому султану, персидскому шаху, эмиру бухарскому Абдулахад-хану и его наследнику. На сегодняшний день из 50 экземпляров факсимиле сохранились единицы: в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург), Центральном духовном управлении мусульман России (Москва), в Колумбийском университете (США), Музее истории Тимуридов (Ташкент), Музее исламской цивилизации (эмират Шарджа, ОАЭ). И целых два экземпляра бесценной религиозной и исторической реликвии находятся в мечети села Ключищи Краснооктябрьского района! Почему именно Ключищи удостоились такой чести? Вопрос открытый, ответы на него есть пока только на уровне предположений и требуют тщательного исследования. |
Высказываются версии о том, что одна из книг была подарена ключищинцам самим императором Николаем II за верное служение. Известно, что с XVII века село Ключищи именовали Рейтарским: оно поставляло воинов в царскую армию. Второй Коран якобы был приобретён одним из состоятельных жителей или уроженцев села и дарован местному приходу. Есть и другая версия. При последнем русском императоре в качестве личного официанта служил уроженец Ключищ Хасян (его потомки и сейчас живут в селе). Он расстался с царём и его семьёй до 1918 года и поэтому смог избежать расстрела (общеизвестно, что вместе с Романовыми были казнены и все их приближённые). А о том, что Хасян был приближён к царю, говорит, например, трёхэтажный особняк на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, подаренный ему Николаем II. Позже Хасян работал в посольстве Ирана в Москве, а его особняк был национализирован. Возможно, свою роль сыграли Якуб Халиков и Камалетдин Басыров, имамы Петербургской мечети в 1917— 1931 годы, также уроженцы Ключищ. В 1931 году оба были арестованы и погибли в местах заключения. Интересна и более поздняя история книги. В конце 1960-х Коран (в эти сложные годы хранившийся в домах прихожан либо в сарае для инвентаря на местном кладбище, где верующие втайне от официальных властей собирались на пятничные и праздничные службы), был изъят представителем областного ведомства по делам культуры. В 1989 году, когда жители уже начали заниматься вопросом получения разрешения на строительство мечети в селе и регистрации местного религиозного общества, они также озаботились вопросом возращения священной реликвии в родное село. И через год Коран был возвращён в село. В это же время в земле был найден полумесяц с минарета одной из шести разрушенных мечетей, когда-то служивших в Ключищах. Сегодня он установлен на крыше Ключищенской мечети. |