связующая артерия востока и запада
Казанская сакма
Казанская сакма – это дорога из Мурома на Казань, одна из связующих артерий востока и запада, Московского государства и Казанского ханства.
Казанский поход
Картина В.М. Васнецова, 1897 Иван Грозный, Третьяковская галерея
20 июля 1552 года царь Иван Васильевич Грозный выдвинулся с войском из Мурома, а меньше чем через месяц, 13 августа достиг града-острова Свияжск, где за год до этого началось строительство форпоста, опорного пункта для взятия Казани. Еще через два месяца столица была взята и Казанское ханство прекратило существование, вошло в состав Московского государства. В ходе похода войско делало остановки (станы), которые были зафиксированы в Патриаршей летописи. Три из 22 остановок были сделаны на территории, близ которой сегодня проживают нижегородские татары. В поместных актах и межевых книгах Арзамасского и Алатырского уездов XVI-XVII веков упоминается «большая казанская дорога» или «казанская сакма», благодаря данным сведениям можно реконструировать маршрут этой исторической дороги: определить вдоль каких современных населенных пунктов она проходила, а также выяснить близ каких поселений останавливалось на ночлег войско Ивана IV.


В Нижгарии Казанская сакма проходила близ села Ветошкино Гагинского района, затем чуть севернее села Лопатино, южнее сёл Шубино и Кочко-Пожарки Сергачского района, выше сёл Карга и Трёхозёрки, затем южнее села Акузово близ села Овечий Овраг, севернее сёл Кадомки и Малого Рыбушкино Краснооктябрьского района, затем южнее сёл Юморга, Жданово, Мамешево и Балеевка, севернее сёл Нового Мочалея и Калиновки, Петряксы и Куликовки Пильнинского района. Предполагается, что 9-й стан войско Ивана IV сделало на озере Дубровке близ современного татарского села Карга.
Сведения о стоянках войска.
8 стан близ села Юрьево (рядом с с. Ветошкино).
9 стан у озера Дубровка (предположительно близ с. Карга).
10 стан на речке Медянке.

Более того, большинство татарских сёл Нижегородской области ориентированы вдоль одной линии с запада на восток, осью этого расселения служила казанская сакма.
Засечная черта

Начиная с 1520-х годов в Московском государстве начинается активное строительство засечных сторожевых линий на южных и юго-восточных границах страны, служащих преградой, защищающей от набегов степняков и ногайцев. Основываются города-крепости Самара (1568), Саранск (1641), Корсун (1647), Ульяновск (1648), Пенза (1663) и другие. Татары мишари служат казаками на засеках.

Можно предположить, что нижегородские татары были поселены в конце XVI – начале XVII века охранять казанскую дорогу. Позже, когда дорога утратила стратегический смысл, татары так и остались на этих местах.

Стоит отметить, что автомагистраль М12 Москва-Казань практический дублирует историческую сакму XVI века.

Казанская сакма, также упомянута в 1489 году в связи с прибытием ногайских послов в Муром через средневековый татарский город Саконы. Более того, возможно, в том месте где данная дорога пересекает реку Пару, близ села Кадомка, недалеко от реки Пьяны, и произошло знаменитое Пьянское побоище 1377 года, в этом районе преобладает холмистая местность, которая могла быть помещена как иллюстрация к летописи миниатюрного летописного лицевого свода об этом событии.